Новости партнеров , Башкортостан ,  
0 

В Уфе состоялся «некруглый стол», посвященный проблемам образования

Фото: Рустем Гайсин
Фото: Рустем Гайсин
13 сентября РБК-Уфа организовал панельную дискуссию «Современная школа. Ожидания и реалии».

Встреча в новом формате

Дискуссия состоялась в новом формате «некруглого стола», любой участник мог активно включиться в обсуждение, высказать свое мнение и внести предложение. На одной площадке собрались министр образования Башкортостана, руководители органов государственной власти, педагоги, представители бизнеса, научных и общественных организаций, родители школьников и журналисты.

Как проинформировала глава регионального Минобразования Гульназ Шафикова, 1 сентября в школы и детские сады Башкортостана отправились 850 тыс. детей. По ее словам, власти республики активно занимаются развитием инфраструктуры учебных заведений. «1,5 миллиарда рублей выделено в прошлом году, в этом году — не меньше. Это позволяет нам в отношении других регионов чувствовать себя свободно и много хороших образовательных проектов реализовывать, — заявила министр. — По обеспеченности мы — седьмые по Российской Федерации».

Гульназ Шафикова, министр образования РБ (справа)
Гульназ Шафикова, министр образования РБ (справа) (Фото: Рустем Гайсин)

Сейчас республика активно готовится к 100-летнему юбилею. Для системы образования — это отличная возможность укрепить свою материально-техническую базу, считает министр. «Нам повезло, из 100 «юбилейных» объектов — 49 объектов образования. Даже в здравоохранении столько нет! Сегодня нашему министерству больше приходится заниматься стройками, — рассказала Гульназ Шафикова. — Но мы понимаем, это огромная ответственность. У нас большие возможности для создания инфраструктуры — мы не просто создаем школы, мы оснащаем их по самому последнему требованию. Я могу вам с уверенностью сказать — у нас будут школы XXI века».

«Неумелое» поколение

Обсудили на площадке РБК-Уфа и региональные результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В этом году школьники республики его сдали лучше, чем в прошлом, отметили руководители регионального ведомства. На 4% снизилась доля выпускников, получивших неудовлетворительные результаты. Почти на 2,5% выросла доля тех, кто получил 81 балл и более.

И все же есть нерешенные вопросы. Если уровень академических знаний у учащихся традиционно высок, то с элементарными базовыми умениями — проблема. По результатам последних исследований Высшей школы экономики, более четверти российских школьников, заканчивая 9-й класс, не владеют экономической, финансовой, правовой грамотностью, навыками успешной коммуникации. Как правило, в дальнейшем такое отставание только нарастает, констатируют эксперты. Своим мнением на этот счет поделился первый заместитель министра образования республики Ильдар Мавлетбердин: «Мы даем очень сильные академические знания нашим детям, но функциональная грамотность, читательская, финансовая грамотность — это те точки, над которыми нам надо работать. Получая мощные академические знания, мы иногда забываем о том, что детям необходимо уметь правильно ставить свое «Я», важно умение работать в команде, умение правильно ориентироваться в этом мире. В новом национальном проекте в сфере образования России поставлена задача — вывести нашу систему образования в десятку лучших в мире по качеству. И одна из самых главных задач — обеспечить достижение грамотности учащихся и работать над умениями наших детей».

Отток студентов

Еще одна проблема — на ней подробно остановился во время традиционного августовского педсовета глава Башкортостана Рустэм Хамитов — многие выпускники школ уезжают учиться в соседние регионы. В некоторых муниципалитетах доля таких учащихся достигает 50-60%. «У нас действительно складывается такая ситуация — жители республики высоко оценивают систему общего образования, где-то около 62% оценивают положительно, позитивно, — привел данные последнего социологического опроса директор Института стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан Азат Янгиров, — и намного ниже население оценивает систему высшего профессионального образования. Это говорит о том, что в части высшего профессионального образования Республика Башкортостан несколько уступает по конкурентоспособности соседним регионам, Москве и Санкт-Петербургу».

Азат Янгиров, директор Института стратегических исследований АН РБ
Азат Янгиров, директор Института стратегических исследований АН РБ (Фото: Рустем Гайсин)

Глава регионального минобразования придерживается другой точки зрения: «Я не согласна, что наши вузы имеют низкую конкуренцию по сравнению с другими. Это доказывают мировые рейтинги, в которые не каждый федеральный вуз входит. Но я согласна с тем, что нашим высшим учебным заведениям не хватает социального позиционирования, как у федеральных институтах и университетах. Да, среди молодежи работать надо больше. А возможностей у наших вузов намного больше, чем у многих федеральных учебных заведений», — подчеркнула Гульназ Шафикова.

Цифровая среда

Что касается такого важного элемента современного образования, как цифровая среда, то и здесь необходима соответствующая подготовка педагогов, говорят специалисты. «Электронный журнал», «электронный дневник», «интерактивные учебные модули», «электронные учебники» — эти термины прочно вошли в наш обиход. Однако гаджеты пока не претендуют на главенствующую роль в учебном процессе и в ближайшее время не вытеснят привычных книг, прогнозируют эксперты.

«Ни в каком документе не сказано, что через шесть лет 100% наших детей будут учиться по электронным гаджетам. Например, мой ребенок не любит читать книги в электронном виде. Считаю, это нужно попробовать в классе и уже классу решить, как ему удобнее, — заявила министр образования республики. — Да, где-то удобнее носить планшет, а не 6 кг книг. Другой вопрос— готовность наших педагогов. Наша задача на сегодняшний день, если появится цифровая среда, — подготовить наших педагогов. Я думаю, ни один педагог не откажется от оптимизации собственной деятельности, если ему такие условия предоставить».

На веяния времени активно откликается и бизнес. Интерактивные 4D-книги с так называемыми «живыми картинками» сегодня востребованы и у дошкольников, и у студентов.

По словам директора Terminal Richter GMBH — официального дилера Devar в Республике Башкортостан Райнхольда Рихтера, очень важно использовать современные технологии в образовательном процессе. «Обучение в форме игры очень увлекает, ребенок лучше запоминает. В частности, у нас есть энциклопедия «Анатомия», она пользуется спросом у врачей, у студентов медицинских учреждений. Есть у нас энциклопедия «Динозавры», недавно вышла новая энциклопедия «Микромир», которая рассказывает про бактерии, живущие в капле морской воды, уникальное интерактивное путешествие можно совершить под водой, поиграть с этими бактериями, изучить их».

Что касается дошкольной подготовки, здесь одна из ключевых ролей, по мнению экспертов, отводится «правильным» игрушкам. Именно они — залог гармоничного развития ребенка. «Родители с каждым годом становятся более образованными и более избирательно подходят к выбору игрушек. Настольные игры, наборы опытов по химии, физике, конструкторы, робототехника, наборы для творчества — это все есть «умные игрушки», — говорит генеральный директор сети магазинов «Умные игрушки» Регина Шарипова.

Участники встречи поговорили и о дополнительных платных занятиях, которые предлагаются сегодня школьникам. По различным данным, в этом году в Уфе спрос на репетиторов вырос более чем на 40%. Особой популярностью пользуются педагоги по детскому развитию и преподаватели иностранных языков. Средняя стоимость частного урока — чуть менее 400 руб. А вот коммерческих садиков и школ в столице республики, несмотря на поддержку городских властей, пока не хватает — 38 объектов на миллионный город.

Пища для ума

Оживленную дискуссию участников «некруглого стола» вызвал вопрос школьного питания. Сегодня эту сферу передали на аутсорсинг. Однако, по словам представителей власти, это не значит, что работу частных компаний государство не контролирует. Меню в школах и качество продуктов питания на всех этапах тщательно проверяется, подчеркивают специалисты. В настоящее время в Башкортостане школьным питанием обеспечены около 400 тыс. детей, или 100% учащихся. С этого года в республике действует Ассоциация организаторов питания. Одна из крупнейших и наиболее успешных компаний — «Центр питания» из Чишминского района.

Энже Ахмадуллина, исполнительный директор компании Центр питания (справа)
Энже Ахмадуллина, исполнительный директор компании Центр питания (справа) (Фото: Рустем Гайсин)

«На сегодняшний день на наших предприятиях работает более 1700 человек, обслуживаем мы 9 районов республики, у нас 350 пищеблоков — столовых школ и детских садов. И обслуживаем мы около 40 тыс. детей, — рассказала исполнительный директор компании «Центр питания» Энже Ахмадуллина. — Освобождение образовательных организаций от непрофильных функций помогло нам развить сразу несколько направлений. Сегодня мы занимаемся клинингом, охранной службой и другими направлениями, которые дает нам государство развивать».

Власть и бизнес — задачи общие

Участники встречи выразили признательность организаторам мероприятия, особо отметив его формат «некруглого стола». «Я считаю, что это очень важно, очень эффективно. Я очень благодарна за то, что вы создали такой формат, где государство разговаривает с людьми, с бизнесом, с некоммерческим сектором. Потому что иногда сложно бывает услышать друг друга. А здесь вот мы все рядом, мы можем предложить друг другу помощь, задать наболевшие вопросы и получить очень важные ответы», — поделилась мнением учредитель некоммерческой организации «Добромама» Эльвира Смирнова.

Эльвира Смирнова, учредитель «Добромама»
Эльвира Смирнова, учредитель «Добромама» (Фото: Рустем Гайсин)

Начальник отдела по гигиене детей и подростков Роспотребнадзора по Республике Башкортостан Римма Ахметшина согласилась с важностью подобных встреч. «Такие форматы очень важны. Спасибо большое, что вы пригласили управление Роспотребнадзора по республике, было очень интересно. Я для себя услышала много важного — все это пригодится в моей деятельности. Хотелось бы, чтобы на таких встречах было еще больше родителей, представителей родительского комитета, чтобы из их уст услышать проблемы, которые их волнуют в образовательном процессе».

Встреча на площадке РБК-Уфа еще раз доказала — тема школьного образования, дошкольной подготовки и профориентации учащихся обширна и требует самого пристального внимания органов государственной власти, бизнеса и общественности. И от того, какой багаж знаний получат нынешние школьники, в каких условиях они учатся, зависит будущее республики и страны в целом.