Новости партнеров , Башкортостан ,  
0 

Почему малый и средний бизнес в Башкирии выбирает «Промсвязьбанк»?

Фото: Олег Яровиков
Фото: Олег Яровиков
О том, какие банковские услуги пользуются популярностью у предпринимателей и как банки борются за клиентов, мы поговорили с региональным директором оперофиса «Уфимский» ПАО «Промсвязьбанк» Андреем Вяткиным.

- Андрей Владимирович, как вы оцениваете состояние малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан? Он восстановил свои объемы?

- Сегмент МСБ восстанавливается. Об этом мы можем судить по Индексу RSBI – это исследование бизнес-самочувствия клиентов, которое «Промсвязьбанк» по всей стране проводит совместно с «Опорой России». Исследование проводится ежеквартально, и это довольно объективное видение. Так вот, в Башкирии этот индекс стабильно растет – примерно с четвертого квартала прошлого года. По итогам третьего квартала 2017 года все сегменты МСБ показали положительный рост более 50 пунктов. Это говорит о том, что людям стало интересно работать в этой сфере, они видят потенциал и экономическую целесообразность. Банк, в свою очередь, тоже реагирует на позитивные изменения: количество сотрудников, обслуживающих клиентов МСБ, выросло в полтора раза. В ноябре мы открываем еще одно отделение банка, которое будет обслуживать юрлица.

- Завоевать сегмент МСБ сейчас стараются все банки. Как вы конкурируете за клиентов?

- «Промсвязьбанк» давно работает в этом сегменте, поэтому мы хорошо знаем, что нужно нашим клиентам. Например, один из самых современных мобильных банков, который «понимает» нужды малого бизнеса. Услуга «фотосчет» облегчает и ускоряет процедуру формирования платежных поручений. Услуга «светофор» помогает клиенту собрать из открытых источников информацию о контрагентах – в интерфейсе банк-клиента они подсвечиваются зеленым, желтым или красным цветом в зависимости от статуса и рисков. Это очень удобно - не у каждой компании, особенно если речь идет о микробизнесе, есть своя служба безопасности.

Открыть счет в «Промсвязьбанке» быстро и удобно. Причем это можно сделать не только в офисе. Мы активно работаем над персонализацией сервиса, в данном случае у нас есть выездные менеджеры, которые могут открыть счет в офисе у клиента. И в том, и в другом случае счет гарантированно открывается в течение одного дня. Персональный менеджер всегда находится на связи с клиентом, очень немногие банки предоставляют такой сервис для сегмента МСБ.

Еще одно ключевое преимущество – продленный операционный день. Для клиентов МСБ банк проводит внешние платежи до 21.00 по московскому времени. При этом платежи внутри банка производятся семь дней в неделю 24 часа в сутки.

Также мы располагаем очень широкой линейкой тарифных планов – в зависимости от специфики бизнеса, который ведет компания, или ее опыта работы на рынке. Для каждого клиента мы готовы подобрать индивидуальный тарифный план.

- Отмечаете ли вы рост кредитования в 2017 году? На что клиенты чаще всего берут деньги?

- Объем кредитов, которые банк выдал в первом полугодии 2017 году, превысил суммарный объем 2015 и 2016 годов. Причем если в предыдущие два года клиенты прибегали к оборотному кредитованию – то есть брали займы на поддержание бизнеса, то сейчас велика доля инвестиционный кредитов. Клиентам нужны деньги на развитие бизнеса. Поэтому «Промсвязьбанк» серьезно пересмотрел продуктовую линейку – мы добавили новые продукты и усовершенствовали «старые» - так называемые классические. Значительно смягчились и условия предоставления кредитов.

У банка есть целый ряд уникальных продуктов. Одним из таких предложений для МСБ стала опция «Вечная ВКЛ» - это возобновляемая кредитная линия сроком до 10 лет. Предложение действует в рамках продукта «Кредит-Бизнес» и избавляет наших клиентов от необходимости каждые год-полтора собирать полный пакет документов, переоформлять кредитный и обеспечительный договоры и перерегистрировать залоги для пополнения оборотного капитала.

Еще один удобный продукт – это пятилетний овердрафт. В других банках, как правило, эта услуга рассчитана на один год.

Третье преимущество – инвестиционные проекты мы можем кредитовать на срок до 15 лет. По сути, это «бизнес-ипотека», рассчитанная на приобретение или строительство коммерческой недвижимости.

Что эти продукты говорят о банке? Мы стремимся не к мгновенной выгоде, а к долгосрочной работе с клиентом. Наши клиенты понимают, что они всегда могут опереться на финансовый рычаг банка и что у банка всегда будут интересные и подходящие для них продукты.

- «Промсвязьбанк» участвует в госпрограммах поддержки предпринимателей. Насколько они востребованы и эффективны?

- Они и востребованы, и эффективны. У банка есть соглашения о сотрудничестве с крупнейшими федеральными и региональными организациями: с Корпорацией МСП, Корпорацией развития РБ, Фондом поддержки малого предпринимательства и другими. Один из вариантов такого сотрудничества – мы можем выдать кредит под гарантию или поручительство организации, предоставляющей господдержку. Это существенно снижает проблему с залогами, особенно для развивающихся предприятий. Мы активно участвуем в «Программе 6,5» Корпорации МСП: на инвестиционные цели средний бизнес получает кредит под 9,6% годовых, малый бизнес – под 10,6%. Это федеральная программа, и «Промсвязьбанк» является лидером по участию в ней среди частных банков. С января по август этого года мы заключили более 80 сделок с компаниями из разных регионов на сумму более 4,5 миллиардов рублей. Но объем инвестиционного кредитования растет, и я думаю, что дальше программа будет только развиваться.

- Главная проблема при получении кредита – это залог, некоторым компаниям просто нечего предоставить банку. Что делать бизнесу с такими проблемами?

- Об одном из вариантов решений я уже сказал – это возможность получить поручительство от Фонда поддержки малого предпринимательства. Еще одно решение – это услуга факторинга. Что представляет собой этот продукт? Во многих крупных компаний рассрочка по платежам составляет от 30 до 90 дней. Соответственно, у компании-поставщика товаров и услуг возникает кассовый разрыв, который необходимо заполнить.

«Промсвязьбанк» в России – один из лидеров по предоставлению факторинга. Мы много лет работаем в этом направлении, поэтому в банке собрана опытная команда. Это один из ценнейших наших активов – люди, которые отлично знают все технологии. Еще одно преимущество – наличие IT-платформы. Услуга факторинга подразумевает сложный трехсторонний документооборот – товарные накладные, счета-фактуры, реестры денежных требований, извещения о должнике и другие. Электронная платформа упрощает и ускоряет все процедуры: фактически исчезает временной разрыв между отгрузкой товара и оплатой – онлайн-сервис позволяет мгновенно получать финансирование без передачи первичных документов в банк в печатном виде.

Поскольку услуга факторинга очень интересна малому бизнесу, мы снизили требования для таких компаний – в частности, требования к объемам выручки дебиторов по факторингу с двух миллиардов сократился до 500 миллионов рублей. Благодаря нововведению в январе-августе 2017 года суммарный портфель факторинга «Промсвязьбанка» в сегменте МСБ вырос на треть и превысил 12 миллиардов рублей. В отличие от других факторинговых компаний мы готовы работать с дебиторами, которые не так широко известны на федеральном уровне. Сейчас идут переговоры по нескольким местным игрокам.

- Можно ли считать факторинг альтернативой кредиту?

- Эти услуги часто сравнивают, поскольку обе связаны с привлечением заемных средств. У факторинга есть преимущества: он не целевой, беззалоговый и расширяемый. Кроме того факторинг не увеличивает кредитную нагрузку компании: если бизнесу вдруг понадобятся дополнительные средства, их всегда можно будет привлечь.

- Какие «входные» ограничения существуют для услуги факторинга?

- Компания должна работать на рынке не меньше года. Однако засчитывается и предыдущий «опыт» собственника МСБ – если предприятие является продолжением бизнеса уже опытного предпринимателя, который по прозрачным причинам зарегистрировал новую компанию. Кроме того у компании должен быть опыт работы с дебитором, передаваемым на факторинг, - положительная история сотрудничества должна быть не менее трех месяцев.

- Какие планы у «Промсвязьбанка» в Башкортостане до конца года? С какими результатами вы планируете закончить год?

- В 2017 году мы выросли по всем показателям: по объемам выданных кредитов, по численности клиентов и сотрудников. Нашу задачу в ближайшее время мы видим в росте кредитного портфеля. Однако не забываем мы и о других продуктах: 70-80% предпринимателей не пользуются заемными средствами. Для них мы будем продолжать развивать расчетно-кассовое обслуживание. По нашему плану, до конца года количество расчетных счетов должно вырасти до 6 тысяч. Увеличится и численность персонала, появятся отдельные, «выделенные», сотрудники под определенные виды услуг. Цель «Промсвязьбанка» - качественный сервис для наших клиентов.