Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Кирпич отвоевывает некогда утерянные рыночные позиции

Реклама:
Кирпич отвоевывает некогда утерянные рыночные позиции
Снижение цены на керамику корректирует ситуацию в строительстве, считают эксперты. Так, кирпич, ранее считавшийся дорогим, сегодня позиционирует себя как доступный материал и конкурирует с керамзитоблоком, захватывая все большую долю на рынке строительства.

Доля кирпичных домов в многоэтажном строительстве неуклонно растет. Группа компаний «Башкирский кирпич», которая контролирует большую часть рынка в этом сегменте стройматериалов, объявила о росте отгрузок в 2015-м году. Холдинг продал 134 млн штук керамических (полнотелых и облицовочных) кирпичей, что на 3 млн больше, чем в предыдущем году. И это – несмотря на кризис и заявления некоторых производителей стройматериалов о снижении выпуска. Директор по развитию холдинга «Башкирский кирпич» Денис Крашенинников объясняет это, в том числе, грамотными мерами по снижению цены:

«Это не первые трудные времена, которые приходится переживать нашей стране и нашему холдингу, в частности. Антикризисные меры были нами продуманы заранее. В так называемые «сытые» годы мы вели рекламную кампанию, основанную на донесении до потребителя информации о качестве нашей продукции. Мы объясняли, что башкирский кирпич – прочный, долговечный, экологичный и т.д. Сегодня не надо никому объяснять, что кирпич – это один из лучших строительных материалов, эта аксиома есть в голове у каждого, кто задумывается о возведении своего дома. В кризис важным для потребителя становится не только качество товара, но и его стоимость. В связи с этим мы заметно снизили цену на кирпич.

Сегодня самый популярный – полнотелый керамический кирпич – стоит всего 6 рублей. Из категории дорогих стройматериалов он перешел в разряд доступных. Теперь у жителей Башкирии появилась возможность построить настоящий кирпичный дом дешевле, чем из других стеновых материалов».

По данным, ранее проанализированным РБК-Уфа, на снижение цены кирпича повлияли несколько факторов. Это, в том числе, и валютные колебания: часть стройматериалов оказалась зависима от импортной составляющей, а часть, наоборот, «раскачалась» в цене в связи с переориентацией производителей на экспорт: прежде всего, это касается металлургии и лесопромышленности. В этой ситуации стабильны оказались кирпич, цемент, стекло. На протяжении 2014-2015 годов кирпич, действительно, дешевел по всей стране, притом в некоторых регионах (например, в Новосибирске) он упал в цене даже значительнее, чем в Башкирии. Сыграл роль и локальный фактор: в 2010 – 2012 годах в Башкирии делали ставку на газосиликатные материалы, ожидалось, что объемы их производства увеличатся вдвое-втрое и закроют едва ли не весь строительный рынок. Однако эти планы не сбылись (в частности, датская корпорация «Н+Н» отказалась от строительства завода в Уфе), и кирпич «отыграл» назад.

Маркетинговые усилия холдинга «Башкирский кирпич» также сыграли роль в популярности этого материала в строительстве региона. Характерным примером может служить разбирательство Федеральной антимонопольной службы, состоявшееся в 2015 году. Слоган «Кирпич дешевлекерамзитоблока» вызвал нарекания со стороны производителей блоков, которые обратились в ФАС с жалобой, что рекламная кампания не соответствует действительности. При проверке выяснилось, что средняя цена керамзитоблока в Башкирии, по данным справочника «Центра ценообразования в строительстве», составляет 45 руб. 85 коп., а объем блока соответствует объему семи кирпичей.

Таким образом, при цене в 6 рублей за штуку, 1 кубометр кирпича действительно дешевле 1 кубометра керамзитоблока. ФАС признала, что слоган «Башкирского кирпича» соответствует действительности, а жалоба необоснована.

Архитекторы, опрошенные РБК-Уфа, подтвердили, что снижение цены продукции холдинга «Башкирский кирпич» сыграло роль в локальном перераспределении рынка. В частности, Дмитрий Винкельман, руководитель одной из крупнейших мастерских ТАФ «Архпроект», рассказал, что «сейчас мы, в основном, работаем с кирпичом, хотя в последние годы делали больше монолитного жилья». По его словам, в работе сейчас находятся три крупных кирпичных объекта, в том числе такие, «которые задумывались в монолите, но сейчас делаются из кирпича». Решающим фактором, по его мнению, стало «резкое удешевление кирпича, когда удельный метр получился дешевле, чем монолит» вкупе с его хорошим качеством. Эта ситуация не уникальна: известны и другие примеры, когда застройщики жилых комплексов в Уфе «переориентируют» проекты под керамический кирпич.

Кирпич отвоевывает некогда утерянные рыночные позиции

Еще одним фактором, влияющим на рынок, оказывается общественное мнение. Большинству горожан оказывается близок кирпич как традиционный материал. В частности, исследование, проведенное Центром изучения общественного мнения СИМАКС, показало, что до 65 % уфимцев хотели бы жить в кирпичном доме, когда речь шла о предпочтительном типе многоэтажных домов. Среди тех, кто хотел бы жить в собственном доме, кирпич также лидирует, хотя и не с таким значительным отрывом (38 % опрошенных). По данным Фонда общественного мнения, опросившего 1,5 тыс. человек в 44 регионах России, «идеальный дом» видится 28 % респондентов – кирпичным, и кирпич здесь также лидер по итогам исследования.