Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

РБК-Аналитика: Как кризис ударил по рынку стройматериалов в Башкирии

РБК-Аналитика: Как кризис ударил по рынку стройматериалов в Башкирии
Кирпич отправился в частный сектор, железобетон остается на складах.

Переживаемый российской экономикой кризис породил нестабильность и на рынке строительных материалов. Если на протяжении нескольких лет эта отрасль в Башкирии показывала стабильный рост, то в этом году ее начало лихорадить – что сказалось, в частности, на разбросе цен. Подорожание одних материалов сопровождается резким удешевлением других. По данным, предоставляемым Региональным центром ценообразования в строительстве (РЦЦС) в республиканский Госкомстрой, рост стоимости газобетона, керамзитоблока, лесоматериалов в 2014 – 2015 годах составил от 12-15 до 20%, в то время как основные виды керамического кирпича подешевели на 20-25%. Влияние на рынок оказали и колебание валюты, и приостановка ряда проектов в области жилищного строительства, и отказ крупных международных игроков от работы на российском рынке.

РБК-Аналитика: Как кризис ударил по рынку стройматериалов в Башкирии

Экспорт толкает цены на металл вверх

Рынок стройматериалов «раскачала» импортная составляющая: доля материалов и технологий, напрямую привязанных к курсу валют. Эта составляющая в строительной отрасли оказалась крайне неоднородна. По подсчетам экспертов, приведенных РБК-Недвижимость, доля импортных материалов и технологий колеблется от 15% в сегменте жилья экономкласса до 30-60% в сегменте премиум-класса (первый показатель касается непосредственно возведения объектов, второй – отделочных работ). При этом было бы ошибкой утверждать, что строительство дешевого жилья почти целиком обходится отечественными материалами, мало привязанными к курсу валют, тогда как в премиум-классе пользуется импортными аналогами. Большинство «базовых» материалов, используемых при производстве массового жилья, действительно, спокойно переносят валютные колебания: цемент, бетон, песок, щебень, стекло и кирпич почти не импортируются в Россию (максимум импорта по отдельным позициям не превышает здесь 7-10%).

Но в «базовый» комплект входит также и металл, который только в 2014-м подорожал вдвое, а в нынешнем году темпы роста его стоимости достигают 10% в месяц. Президент «Нового содружества промышленников» Константин Бабкин, мнение которого приводит РБК-Недвижимость, связывает это с тем, что «металлургам стало выгоднее экспортировать свой товар за валюту». Это сказалось на резком росте стоимости арматуры. Соответственно, при относительной стабильности стоимости остальных материалов, именно металл отчасти «раскачал» цену на социальное жилье: у такой точки зрения немало сторонников.

Выступая перед депутатами регионального парламента в начале года, руководители строительной отрасли говорили о том, что именно производители стройматериалов подрывают усилия государства по удешевлению социального жилья. Тогдашний глава Фонда жилищного строительства Башкирии Вячеслав Якин убеждал парламентариев в том, что «поставщикам все равно – социальное жилье или нет, они имеют полную наценку» (его слова приводит издание «Медиакорсеть»).

Лес дорожает вслед за металлом

К сфере малоэтажного строительства, которой в Башкирии всегда уделяли повышенное внимание, ситуация с металлом и арматурой имеет меньшее отношение. Однако схожая ситуация в ней сложилась с лесоматериалами. Эксперт Петр Синицких («Леспроминформ») связывает их подорожание именно с экспортоориентированностью большинства лесопильных заводов. По его словам, доля экспорта в работе некоторых крупных игроков рынка достигает 80%, и в ситуации падения рубля, когда рублевые закупочные цены внутреннего рынка не менялись, «любая продажа на экспорт приносила дополнительную прибыль, а цены внутреннего рынка экспортоориентированных заводов рассчитывались по средневзвешенному курсу валюты относительно рубля». Предприятия же, ориентированные на внутренний рынок, по мнению эксперта, проигрывают этим крупным игрокам в качестве продукции, стабильности поставок и объемах работы. Также по цене на лесоматериалы ударило повышение железнодорожного тарифа.

Согласно статистике, в республике цены на бруски и доски хвойных пород незначительно упали после 2012 года, а в 2013 – 2014 годах держались на одном уровне (около 5,7 – 5,9 тыс. р. за кубометр). В нынешнем году они прибавили около 20% стоимости и остановились на отметке 7 тыс. р. за кубометр.

Помимо базовых материалов, из-за валютных колебаний в последние два года заметно выросли цены на дополнительные составляющие малоэтажного строительства. Речь идет о гидроизоляции, электротехническом и сантехническом оборудовании, вентиляции. РБК-Недвижимость оценивает рост цен по этим позициям в 20-30% (на начало нынешнего года).

Газобетонной «революции» не случилось

На протяжении нескольких лет республиканские власти связывали надежды на удешевление строительства с «нетрадиционными» материалами – причем это касалось как социального жилья, так и сектора малоэтажного строительства. Риторика в пользу применения газобетона и керамзитоблоков усилилась, в частности, в 2012 году, когда «традиционные» материалы в регионе показали почти рекордный рост цен. Если железобетон прибавил тогда 10-15% стоимости, то отдельные виды кирпича подорожали почти на треть (далее на протяжении трех лет шло только удешевление). О разработке проектов домов из газобетона говорил, в частности, руководитель Фонда развития социального жилья Башкирии (ликвидирован в 2014 году) Дамир Миннибаев. Глава республиканского Госкомстроя Халит Махмудов рассказывал в интервью журналу «Уфа» (2012) о газосиликате как о материале, который позволит «упростить конструкцию домов, сократить сроки и снизить себестоимость строительства». На тот момент в Башкирии газобетон, действительно, был на четверть дешевле кирпича (керамзитоблок – примерно на 15%). Правда, каждый из этих материалов имел свои конструктивные особенности, которые приходилось учитывать при планировке зданий (например, бОльшая хрупкость газобетона).

Одним из амбициозных проектов тех лет был ввод в эксплуатацию завода по производству газосиликатных стеновых панелей в Уфимском районе: его мощность оценивалась в 230 тыс. кубометров в год. Позже было объявлено о планах датской корпорации «Н+Н» построить в Уфе завод по производству газобетона (мощностью 250 тыс. кубометров в год). В этом году «Коммерсант-Петербург» (российское представительство «Н+Н» находится в Санкт-Петербурге) сообщил о решении компании заморозить строительство уфимского завода: его объяснили «нестабильной экономической ситуацией в России и высокими инвестиционными рисками». По данным издания, объем рынка газобетона в Башкирии в 2014 году составлял 225 тыс. кубометров; изначально датская компания планировала разогнать его до 500-700 тыс., тем самым вытеснив кирпич, однако в свете российского кризиса эксперты предприятия скорректировали прогноз. По их нынешним оценкам, даже текущая потребность региона в газобетоне в ближайший год может сократиться на треть.

Разгадка кирпичного «феномена» или почему кирпич так подешевел?

В настоящее время керамический кирпич позиционируется едва ли не как самый дешевый базовый материал для малоэтажного строительства в регионе. Согласно данным РЦЦС за последние пять лет, кирпич всегда был дороже газобетона и керамзитоблока: максимальный ценовой разрыв с материалами-конкурентами достигал 25% стоимости (в 2012 и 2014 годах). В этом году произошло резкое падение цены кирпича – до 3,0 тыс. рублей за кубометр (или около 6 рублей за штуку), – в то время как аналогичные объемы газобетона оцениваются в 3,6 тыс. рублей, керамзитоблока – в 3,3 тыс. рублей. Это связывают с решением группы компаний «Башкирский кирпич», объединяющей шесть заводов, и являющейся крупнейшим производителем кирпича в регионе. По словам представителя группы, сброс цены на четверть позволил реализовать только за лето нынешнего года около 40 миллионов штук кирпичей (общий объем производства кирпича в Башкирии Росстат оценивает в 500 млн шт. в год).

Между тем, резкое удешевление одного из базовых стройматериалов на фоне кризиса не является парадоксом, более того, оно является как раз следствием кризиса и общероссийским явлением. В целом по России уменьшение стоимости кирпича шло более скромными темпами, нежели в Башкирии: это зависело от сезона, но, например, на конец прошлого года РБК-Недвижимость оценивал это снижение в 3% в месяц. Есть регионы, в которых снижение цен на кирпич было еще радикальнее, чем в Башкирии: в частности, РБК-Новосибирск сообщил в августе, что этот показатель достигает 50 %.

У этих явлений общая природа: производство кирпича в регионах «разогнал» рост капитального строительства, который резко остановился в нынешнем году. По информации, полученной РБК-Уфа, в 2014 году «Башкирский кирпич» удвоил производство на своем флагманском заводе в Стерлитамаке. Согласно информации на сайте группы компаний, в течение года на нескольких заводах были запущены новые линии по производству, укладке и обвязке продукции, установлены новые прессы.

Примерно та же ситуация возникла в производстве цемента и железобетона, однако, в отличие от них, производитель кирпича нашел возможность пустить поток своей продукции в малоэтажное частное строительство. Для этого были сброшены цены.


Расчет стоимости строительства дома размером 10 на 10 метров при толщине стен 40 сантиметров и высоте потолка 2,5 метра. Расход материала на стены (кирпич, газоблок, керамзитоблок) – 40 кубических метров (10*10*2,5*0,4*4).

Стоимость материала для возведения стен:

Газоблок: 3600*40 = 144000 рублей

Керамзитоблок: 3337*40 = 133480 рублей (при средней цене керамзитоблока 47 рублей)

Кирпич: 3072*40 = 122880 рублей (при средней цене кирпича 6 рублей).


РБК-Аналитика: Как кризис ударил по рынку стройматериалов в Башкирии

Проблема перепроизводства

В Башкирии жилищное строительство показывает хорошую динамику: по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, общий рост за 10 месяцев текущего года оценивается в 105%, а для многоэтажных домов – в 34%. Однако власти признают, что этот показатель – «задел прошлых лет». Вслед за темпами жилищного строительства лихорадит и производство стройматериалов. По итогам 2014 года отрасль показала приличные темпы роста: производство мелкоштучных стеновых материалов прибавило 20%, железобетона – 17%, керамической плитки – более 50%. Однако уже тогда наметилось снижение производства шифера (почти на 30%), деталей КПД и листового стекла. В первом же полугодии 2015-го производство стройматериалов и керамической плитки в целом показало «минус» в 12%.

Зампредседателя Госкомстроя Николай Гавва признался депутатам Госсобрания, что «рынок стройматериалов просел», так как «многие инвестпроекты уже не рассматриваются в связи с ожиданием кризиса» (его слова цитирует «Медиакорсеть»). По данным, приведенным господином Гаввой, на начало 2015 года на складах скопилось до 120 млн. штук непроданного кирпича и такой же объем железобетона. «Наша проблема – перепроизводство стройматериалов, из-за чего их и продают по бросовой цене», – заключил чиновник.